Как ориентируются машины, копающие тоннели под землей?

Как ориентируются машины, копающие тоннели под землей? Интересно

Тоннель – одно из самых древних изобретений, придуманных человеком. Такие работы в прошлом выполнялись примитивными орудиями. А теперь используются проходческие щиты — современные машины, копающие тоннели на сотни метров вглубь и десятки километров в длину. Как работает подземная навигация?

Способы строительства тоннелей

Сооружение тоннеля подразумевает создание пустоты в земной коре. Оптимальный способ подбирается в зависимости от типа породы. Если она достаточно прочная, то можно обойтись без закрепления. В остальных случаях сперва сооружается временное укрепление (крепь), а потом постоянное (обделка). Оно обеспечивает гидроизоляцию тоннеля, а также берет на себя давление породы.

Двухпутный тоннель в метро выгоднее прокладывать большим щитом в один проход
Двухпутный тоннель в метро выгоднее прокладывать большим щитом в один проход

Способы возведения тоннелей делятся на 2 группы:

  • открытые (для неглубоких тоннелей);
  • закрытые (для тоннелей любой глубины).

Открытые способы включают котлованный, траншейный и щитовой методы. Их преимуществом является относительно невысокая стоимость. Основной недостаток – необходимость перестраивать коммуникации и дороги, которые располагаются над тоннелем.

Интересный факт: норвежский Эйксуннский автодорожный тоннель – самый глубокий в мире. Он опускается ниже уровня моря на 287 м. Длина тоннеля – 7,8 км.

Закрытые способы технологически более сложные. Подходящий метод выбирают в зависимости от мягкости и устойчивости породы. Одним из наиболее распространенных считается щитовой метод проходки. Для его реализации используются специальные машины, копающие тоннели – проходческие щиты.

Интересно:  Какова толщина слоя песка в пустынях?

Как копают подземные тоннели? Тоннелепроходческий комплекс

Под землей работает не один механизм, а целый комплекс, который называется тоннелепроходческим (ТПМК). Он включает разные машины, которые проделывают тоннели, выгружают горную породу, сооружают укрепления и т.д. Проходческий щит – одна из таких машин в комплексе.

Что примечательно – комплексы традиционно называют женскими именами. Конструкция сборная – это значит, что ее детали привозят на место работ и собирают в монтажной камере. Такая площадка отличается значительными размерами – примерно 60х70 м. Монтажная камера служит началом тоннеля, а демонтажная – завершением. В ней комплекс прекращает работу. Там же его разбирают, чтобы перевести на следующий объект.

Сборка тоннелепроходческого комплекса в монтажной камере
Сборка тоннелепроходческого комплекса в монтажной камере

Машина, копающая тоннели, в длину достигает около 100 м. В головной его части располагается ротор. Это режущий механизм, который разрушает породу. Работа ротора обеспечивается приводом. В конструкции укрепления предусмотрены тюбингы, которые в процессе работы щита заполняются цементным раствором.

ТПМК работает круглосуточно. За 24 часа такое устройство в среднем проходит 12 м. Рабочие трудятся в несколько смен, поскольку в обслуживании щита задействовано примерно 30 человек. В процессе прохождения необходимо отгружать изъятый грунт. Через специальные карманы щита он по конвейеру, а потом в вагонетках по рельсам переправляется на полигоны. За сутки работы ТПМК необходимо задействовать около 30 машин для перевозки грунта.

Интересный факт: впервые тоннель с помощью ТПМК сооружен под рекой Темза в Великобритании (1825 г.). Идея его создания принадлежит английскому инженеру Марку Брюнелю.

Интересно:  Что за дым выходит из ракеты перед стартом?

Иногда на сборку ТПМК недостаточно времени, ведь в среднем монтаж занимает 1-2 месяца. В таком случае специалистам приходится импровизировать. Например, на столичной станции «Петровский парк» головную часть комплекса весом 150 т опускали на 28 м вглубь целиком с помощью крана.

Как тоннелепроходческие комплексы ориентируются под землей?

Как только человек задумался о том, что подземное пространство можно и нужно использовать, возникла проблема ориентации на местности. Отрасль горной науки, которая специализируется на пространственно-геометрических измерениях и других смежных вопросах, называется маркшейдерным делом.

Профессия маркшейдера известна как минимум со времен царской России. В наше время такой специалист планирует и контролирует все работы, которые касаются подземного строительства или разработки горных выработок.

Принципы подземной навигации остались такими же, как и много лет назад. Но разница в том, что сейчас большинство задач выполняют машины, а все приборы стали цифровыми. Первый шаг – опускание с поверхности земли в начальную точку тоннеля трех отвесов. Они образуют треугольник. Второй шаг – измерение углов между ними, а также определение азимута каждой стороны треугольника.

Таким образом, уже зная азимуты всех сторон, специалисты спускались под землю. Там они производили измерения этого же треугольника. Оставалось лишь определить азимуты и с помощью угломерных приборов задать ориентир для прокладки тоннеля. К слову, специальный прибор, который позволяет определять горизонтальные и вертикальные углы, называется теодолитом.

Интересно:  Если римляне говорили на латыни, то откуда итальянский?

Во время сооружения современных тоннелей чаще всего используются автоматические навигационные системы. Они в режиме реального времени показывают точное положение ТПМК в пространстве. За счет этого удалось повысить качество подземных сооружений, точность и скорость выполнения работ.

Навигационная система с тахеометром и лазером
Навигационная система с тахеометром и лазером

Существует множество систем подземной навигации, но наиболее распространенными стали:

  • SLS;
  • SN-PAi;
  • ACS-II.

Все системы имеют свои компоненты и принцип работы. Общим для них является наличие тахеометра. Это геодезический инструмент, с помощью которого измеряют расстояния и углы.

Например, система SN-PAi является призменной и оснащена инклинометром, который автоматически измеряет крен и уклон машины. На машине, копающей тоннели, закрепляются две мотопризмы. С заданным промежутком времени выполняется замер их координат. Данные передаются на компьютер, и специалист получает информацию о местоположении в пространстве проходческого щита. При этом он видит, если машина отклоняется от заданного курса. С помощью SN-PAi сооружены многие тоннели Московского метро.

Другие системы подземной навигации используют тахеометры со встроенным лазером и специальные мишени. Определяются относительные координаты лазерных точек, которые затем пересчитываются в абсолютные координаты. Затем происходит сравнение местоположения щита с проектными данными.

Как тоннелепроходческие комплексы ориентируются под землей? – Короткий ответ mirvu.ru

Первым делом с земной поверхности в исходную точку тоннеля опускаются 3 отвеса, которые формируют треугольник. Затем измеряются образованные углы и для каждой стороны треугольника вычисляется азимут. Под землей специалистами проводятся аналогичные измерения. Далее с применением угломерных приборов задается правильный ориентир для прокладки тоннеля. Сейчас почти все действия автоматизированы за счет современных навигационных систем.

Виктор Дятлов
Виктор Дятлов
Главный редактор, научный консультант редакции сайта «Мир вокруг».
Задать вопрос
Самый большой тоннелепроходческий комплекс в мире?
Виктор Дятлов
Самым большим считается японский ТПМК «Берта». Размеры: 18 на 98 м, вес 6350 т. Машина использовалась в Сиэтле, куда ее доставляли по частям. Мощность «Берты» позволяет ей проходить до 10 м в день.
Поделиться с друзьями
Вадим Меркурьев

Эксперт и постоянный автор научно-популярного журнала "Мир Вокруг". Научный журналист, специалист в области естественных наук. Проходил стажировку в крупных иностранных компаниях по обмену опытом. Большой опыт в журналистской и редакторской работе.

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
«Мир Вокруг» - Научно-популярный журнал
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии